Истина в вине
Доподлинно не известно кто именно изобрел вино и виноделие в целом, поскольку, скорее всего, открытие произошло случайно: после сбора урожая несколько виноградных гроздей были забыты в кувшине и оставлены на зиму, а естественные дрожжи и сахар, содержащиеся в самом винограде, превратили виноградный сок в вино.
Вполне вероятно, именно так всё и произошло. Во всяком случае, графические свидетельства существования вина датируются 4 тысячелетием до нашей эры. Самое же интересное заключается в том, что на протяжении истории лучшие умы человечества считали необходимым высказать свои мысли о вине, превращая их в блестящие афоризмы. И, конечно же, самый знаменитый из них «истина в вине», принадлежащий Плинию Старшему, автору крупнейшего энциклопедического сочинения античности «Естественная история». Правда, по странному стечению обстоятельств, людям свойственно забывать, что «истина в вине» это лишь первая часть высказывания Плиния Старшего. Идея Плиния была несколько длиннее, и, безусловно, значительнее: «Истина в вине, здоровье в воде». На латинском In vino veritas, in aqua sanitas.
К идее Плиния мы сейчас вернёмся, но прежде, буквально несколько слов о самом вине. Как предполагается, первым виноделом был Ной. Причём, на Ближнем Востоке вино умели делать не только из винограда, но и из гранатов, фиников и других фруктов. Греки же занимались активной торговлей вином и высаживали виноград в своих многочисленных колониях от Испании до Черного моря. Римляне занялись виноградарством в долинах Мозеля и Рейна, а также на территории французских винодельческих регионов Бордо, Бургундии, Шампани, Долины Роны и Долины Луары.
Эпоха мореплаваний способствовала распространению виноделия, принося культуру вина с берегов Средиземного моря. А после путешествий Колумба культура виноделия и выращивания винограда была привезена из Старого Света в Новый. Испанские миссионеры же в середине XVI века привезли виноделие в Чили и Аргентину.
А вот теперь,
возвращаясь к знаменитому афоризму Плиния Старшего, стоит сказать, что великого
грека не всегда правильно понимают. Плиний имел в виду лишь одно: вино
раскрепощает человека и то, что он никогда не сказал бы и не сделал в любом
другом случае, после вина происходит легко, непринуждённо и искренне. Как
хорошее, так и плохое. Иными словами, вскрывается истина. Ну, а с водой
С афоризмами отнюдь не всё так однозначно. Скажем, если Пифагор считал, что «для того чтобы жить долго, просто приобрети для себя старого вина и старого друга», а великий микробиолог Луи Пастер утверждал, что «в бутылке вина больше философии, чем во всех книгах», то не менее великий философ и врач Авиценна считал, что «чем реже рука поднимает застольную чашу вина, тем крепче в бою и храбрее, и в деле искусней она».
С другой стороны, классик французской драматургии Пьер Огюстен Бомарше вполне недвусмысленно заявлял, что «без песен и вина жизнь даром пропадает». В то же время вердикт гениального Сальвадора Дали также звучит весьма убедительно: «вино вызывает кратковременное расширение сосудов и круга друзей».
Нужно полагать, всё дело в мере. В конце концов, сказал же великий философ Демокрит: «Если перейдешь меру, то самое приятное станет самым неприятным». Лаконично и ясно. В этом, собственно, и дело: если с чувством меры всё в порядке, вино действительно принесёт ни с чем несравнимую радость и удовольствие.
Автор статьи — Тэдди Сандер
Турлидер в Пьемонте - отпуск у подножия Монблана