Почти забытое мастерство
В XV веке законодательница мод – Италия представила миру новое изобретение –
узорное изделие, сплетенное из тончайших нитей. Называлось оно кружево.
Идея была позаимствована у древних предков, которые обрабатывали плетеными
волокнами изношенные края дорогой одежды.
Ажурные узоры и воздушная легкость кружевной отделки пришлась по вкусу самым
именитым модницам. По всей Европе начались попытки наладить собственное
производство. Первыми успеха добились кружевницы из Фландрии. Через некоторое
время изысканность и утонченность их изделий затмила всех конкурентов.
Немалую роль в этом сыграло исключительное качество нитей, которые пряли из
отличного брабантского льна. Чтобы пряжа не пересыхала, а нить была тонкой и
эластичной, работа велась в полусырых подвалах.
Совершенствуясь, мастерицы создавали все более сложные орнаменты.
Изготавливались даже кружевные картины на исторические и религиозные сюжеты. Во
многих городах сложился свой узнаваемый стиль плетения. Отсюда появились и
специальные названия: бенш, валаньсен, малин. Кружево плели в Антверпене и
Мехелене, в Брюгге и Лувене. Но больше всего ценилось брюссельское.
В XVII веке в Англии вышел закон, запрещающий поставлять кружевные товары
Еще веком позже Промышленная революция добралась и до кружевоплетения. С
изобретением станков, производство было поставлено на поток. Изделия стали
дешевле, появилась возможность выпускать целые полотна. Но струящаяся легкость
и уникальность были потеряны навсегда.
В маленьких фламандских городках Бельгии еще можно встретить кружевниц,
владеющих почти забытым искусством создания воздушных переплетений. Летом они
часто работают на балкончиках и открытых террасах. Если вы хотите понаблюдать
за движениями их ловких пальцев, то стоит поторопиться, не откладывая поездку в
долгий ящик.
Турлидер в Пьемонте - отпуск у подножия Монблана
Турлидер в Доломитах - самые красивые горы Европы