Оперный театр Сан-Карло в Неаполе
Для того чтобы послушать божественный голос Фаринелли аристократы, учёные, философы, писатели и художники съезжались со всей Европы в Неаполь. Именно здесь, на сцене театра Сан-Карло, в начале двадцатых годов восемнадцатого столетия, Фаринелли сражал публику своим невероятно гибким голосом, охватывавшим три с половиной октавы, и позволявшим исполнять как сопрановые, так и контральтовые партии.
Публика была в неистовом возбуждении и полном экстазе. Король Карл VII часто
бывал в театре и не пропускал ни одного выступления Фаринелли. Но в Сан Карло в
разное время выступали и другие выдающиеся исполнители. Это и Энрико Карузо, и
Марио дель Монако, и Франко Корелли. На сцене Сан-Карло их голоса звучали
особенно мощно. Такой акустики как в театре Сан-Карло не было нигде в Европе.
Как, впрочем, и роскошного интерьера, украшавшего неаполитанский театр. «Не
существует ничего в Европе, сопоставимого с этим театром, он ослепляет глаза,
он восхищает душу
». Так сказал Стендаль о старейшем в Европе оперном театре
Неаполя.
Театр Сан-Карло был
построен по указу Неаполитанского короля Карла VII из испанской ветви династии
Бурбонов, который хотел обеспечить Неаполь новым большим театром, вместо
устаревшего театра Сан-Бартоломео, построенного ещё в 1621 году. В день
рождения короля, 4 ноября 1737 года, новый театр открылся оперой «Ахилл на
Скиросе» Доменико Сарро. Интерьер нового театра был выполнен в сине-золотых
официальных цветах Бурбонов и восхищал своей архитектурой. Зрительный зал имел
пять ярусов, 3285 зрительских мест и роскошную королевскую ложу,
несколько выдающуюся вперёд по сравнению с соседними, внушая почтение перед
монаршей особой. В результате реконструкций XIX иXX веков его масштабы заметно
уменьшились, а на смену синему цвету пришёл красный. Красный с золотом. Сегодня
театр вмещает 1386 зрителей. Тем не менее, большая часть интерьера и декора
осталась неизменной. Другое дело, что целый ряд оригинальных элементов утратил
своё первоначальное назначение. Например, как и прежде, в каждой ложе театра на
одной из стен висит зеркало. Причём, висит так, чтобы в нём отражалась
королевская ложа. Знаете для чего? Для того, чтобы зрители в любой момент могли
боковым зрением увидеть, что делает король: если он вставал, в то же мгновение
вставал весь зал, если король аплодировал, весь зал тут же следовал его
примеру. Такие были времена.
Всё завершилось в
1946 году. После референдума 46 года Италия перешла от монархического строя к
республиканскому, и королевская семья покинула страну. А вот зеркала в ложах
театра остались. В силу своих размеров, конструкции и солидного возраста,
оперный театр Сан-Карло стал образцом для строительства множества других
театров в Европе. Строительство же самого театра было осуществлено в кратчайшие
сроки – как только КарлVII издал указ, архитектор Джованни Антонио Медрано
незамедлительно разработал проект и тут же, без малейшего промедления, начались
строительные работы. Уже через восемь месяцев у площади Пьяцца-деи-Плебисцито,
появился новый грандиозный театр. Оперу с Королевским дворцом соединил
подземный коридор, по которому король мог попадать прямо в персональную ложу,
не выходя на улицу. Интересно, что в те времена зрители в зале
размещались не совсем так, как это происходит сегодня,- оркестровой ямы ещё не
было, и оркестр находился на уровне сцены. Представители неаполитанской элиты
восседали в ложах, расположенных ярусами. Во время спектаклей нередко можно
было видеть жующих зрителей – есть в зале считалось комильфо. Поскольку нередко
оперы длились 5 часов, за это время у любого меломана могло начать урчать в
животе, и совсем не в унисон с оперой.
Собственно, атмосфера в целом была иной, отличной от нынешней,
уже хотя бы потому, что с поднятием занавеса шум в зале не прекращался. Не
повышающий голос неаполитанец – это вообще нонсенс. Лишь крупные и
по-настоящему выдающиеся арии заставляли публику притихнуть.
В 1816 году в театре вспыхнул пожар, и здание пришлось восстанавливать.
Здание восстанавливал архитектор Антонио Никколини, впоследствии занявший пост
театрального художника Сан-Карло. Кроме того, здание обновлялось в 1845 и
1854 годах, а также в двадцатом веке, после бомбардировок 1943 года, и в 1969
году, когда из-за удара молнии рухнула часть фасада. Один из самых
блистательных периодов театра Сан-Карло приходится на 1815−1822 годы, когда
театр возглавляли великие Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти. Что же,
сегодня, как и прежде, Сан-Карло является одной из лучших оперных сцен мира, и
неаполитанцы безмерно гордятся свои театром, в котором спустя сотни лет
поддерживаются славные традиции, а на сцене выступают звёзды первой
величины.
Автор статьи — Тэдди Сандер
Что такое DOLCE VITA
О сладкой жизни мечтают, если не все, то многие. Очень многие. И в этом, безусловно, нет ничего зазорного. Жизнь даётся только раз, и кто сказал, что она непременно должна быть полна проблем и забот? Почему бы жизни не быть всегда приятной, беззаботной и полной наслаждений?
Чао, бэлла!
Слово «ЧАО», известное всем и означающее приветствие, впервые появилось в Италии. Корни его происхождения в венецианском языке, позже оно было адаптировано на итальянский и постепенно вошло в разные языки мира. В основном оно используется при прощании, но в некоторых языках также и при приветствии. Венецианский
Кафе Флориан
Не стану скрывать, что самым серьёзным и необратимым образом влюблён в Венецию. Я хочу сказать, что влюблён в Венецию настолько, что каждая встреча с ней вызывает во мне волнение и трепет. Правда, я отнюдь не одинок. Клуб влюблённых в Венецию поистине огромен, и множился он на протяжении веков.
Трастевере
Для того чтобы насладиться роскошеством Рима достаточно совершить прогулку по центру Вечного города. Но, если вы хотите увидеть настоящий Рим, каким его видят римляне, следует углубиться в знаменитый район Трастевере, на западном берегу реки Тибр, который возник ещё во времена этрусков.
$ 3 199
22 - 31 июля 2025
Турлидер в Доломитах - самые красивые горы Европы
$ 2 899
27 мая - 05 июня 2025
Турлидер в Пьемонте - отпуск у подножия Монблана