Сикстинская мадонна
Сикстинская мадонна спускается к нам по облакам. Её стопы не проваливаются в облаках, её невесомость поистине осязаема. Мадонна спускается к нам. В то время, как практически все мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами, Сикстинская мадонна смотрит прямо нам в глаза.
Рафаэль создал картину, ставшую одним из главных шедевров в истории
искусства. Мадонна исключительно красива. Считается, что моделью для неё
послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Возможно, она стала и его женой.
Во всяком случае, в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке
список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась
монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года, то есть, через 4 месяца
после смерти Рафаэля, назвала себя «Маргаритой Лути, вдовой Рафаэля».
В то же время немало искусствоведов полагают, что во время создания
«Сикстинской мадонны» Рафаэль и Маргарита вообще ещё не были знакомы, и
Сикстинская мадонна – это собирательный образ. Как минимум, одно, пусть и
весьма спорное высказывание Рафаэля, служит косвенным тому подтверждением. Оно
прозвучало в 1515 году в письме Рафаэля одному из самых знаменитых писателей
итальянского Возрождения Бальдассаре Кастильоне: «Красивых женщин так же мало,
как и хороших судей».
Иными словами,
из-за недостатка, на взгляд Рафаэля, красивых женщин, ему приходилось питать
своё воображение отдельными красивыми чертами различных женщин. С Рафаэлем
можно было бы поспорить, но, пожалуй, не стоит. Как можно спорить с творцом,
искусство которого и есть истинное воплощение красоты. А вот сравнение с
судьями пусть останется на совести великого художника. Во всяком случае, пока
судьи молчат, мы точно не станем поднимать этот вопрос.
Интересно, что лица ангелочков в нижней части «Сикстинской мадонны»
изображают то ли задумчивость, то ли полную индифферентность и отрешённость.
Таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Их явно не заботит та грусть,
которую испытывает Мадонна, знающая судьбу своего младенца. Собственно, всё как
в жизни: грусть и радость ходят рука об руку, и когда кому-то грустно, это не
означает, что другому не может быть весело или просто безразлично. Но вот ведь
что удивительно, эти ангелочки, начиная с 19 века, превратились в завидных
бизнесменов. Во всяком случае, сувениров, на которых запечатлено их
изображение, поистине не счесть: подушки, сумки, тарелки, майки, шкатулки,
статуэтки, зонтики, кошельки, зажигалки и чашки принесли и продолжают приносить
баснословные доходы.
Как бы то ни было, а всем, кто хочет увидеть «Сикстинскую мадонну» своими
глазами, необходимо отправиться в Дрезден, где она выставлена в Галерее старых
мастеров. Впрочем, нельзя не упомянуть и о копии «Сикстинской мадонны»,
хранящейся в храме Сан-Систо в Пьяченца. Можно сколько угодно знать причину, по
которой в Сан-Систо находится копия «Сикстинской мадонны», и всё равно, зайдя
внутрь, испытываешь немалый культурологический шок, на вас смотрит самая
настоящая Сикстинская мадонна.
Конечно же, это только копия, но копия, выполненная выдающимся итальянским
художником эпохи рококо Джузеппе Ногари. С расстояния нескольких метров едва ли
её можно отличить от оригинала. А причина, по которой копия находится именно в
Пьяченца, заключается в том, что Рафаэль создал своё полотно по заказу папы
римского Юлия II как раз для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в
Пьяченца.Картина оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда
саксонский курфюрст Август III, после двух лет переговоров, получил от
Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден.
Что произошло с «Сикстинской
мадонной» в конце Второй мировой войны широко известно: вместе с другими
картинами Дрезденской галереи, полотно было спрятано в товарном вагоне,
стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена, где
его и обнаружила группа советских солдат под командованием младшего лейтенанта
Леонида Рабиновича. После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского
музея, пока в 1955 году не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием
властям ГДР.
И последнее, об этом стоит сказать: восторги, вызываемые «Сикстинской
мадонной» у всех, кому довелось её увидеть, в какой-то момент, как не печально,
привели к вполне ожидаемой человеческой реакции – отторжению, отрицанию и
неприятию. Причём, как «Сикстинской мадонны», так и всего творчества Рафаэля в
целом. Казалось бы, как подобное могло произойти, тем не менее, во второй
половине 19 века живопись Рафаэля стала ассоциироваться с академизмом и
консерватизмом. Даже гении поддались общей тенденции. Никто иной, как Лев
Толстой писал: «Мадонна Сикстинская не вызывает никакого чувства, а только
мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое
требуется».
К счастью, любые тенденции когда-нибудь заканчиваются. В отличие от
шедевров. Шедевры остаются навсегда. «Сикстинская мадонна» с честью пережила
все перипетии, ничуть не утратив своего великолепия. В этом году ей исполняется
508 лет.
Автор статьи — Тэдди Сандер
Туры Турлидер в
Италию
Туры Турлидер в Германию
Легенды о ромовой бабе
Когда вы находитесь в Неаполе, конечно же, важно увидеть как можно больше. Но, если у вас совсем туго со временем, пусть простят меня неаполитанцы, - спешите не в знаменитую Галерею Умберто I, не в Собор святого Януария, не в Королевский дворец, и даже не в величественную Кастель Нуово, - бросайтесь
Тарантелла
Никому не пожелаешь пострадать от укуса ядовитого паука. Но, если бы такое, не дай бог, произошло, возникло бы у вас желание танцевать? Скажете, странный вопрос? А вот, поверьте, отнюдь не настолько странный, как может показаться.
Флорентийский бифштекс
Стейк из говядины на углях можно приготовить где угодно, и именно так он будет называться – стейк из говядины. Только не во Флоренции. Стейк из говядины, приготовленный на углях во Флоренции, называется bistecca alla fiorentina – флорентийский бифштекс. Звучит как музыка, верно?
Оперный театр Сан-Карло в Неаполе
Для того чтобы послушать божественный голос Фаринелли аристократы, учёные, философы, писатели и художники съезжались со всей Европы в Неаполь. Именно здесь, на сцене театра Сан-Карло, в начале двадцатых годов восемнадцатого столетия, Фаринелли сражал публику своим невероятно гибким голосом, охватывавшим
$ 2 899
27 мая - 05 июня 2025
Турлидер в Пьемонте - отпуск у подножия Монблана
$ 3 199
22 - 31 июля 2025
Турлидер в Доломитах - самые красивые горы Европы