Южная Моравия Микулов
Приехав в Южную Моравию, вы издалека увидите город Микулов, потому что, возвышающуюся на скале крепость, не заметить невозможно.
Так же, как невозможно не заметить хранящуюся в подвале Музея местной
археологии Микулова самую большую в Центральной Европе винную бочку,
объёмом свыше ста тысяч литров и весом 26 тонн. Попробуйте не заметить
такого гиганта. Собственно, Южная Моравия, где находится город Микулов,
единственный регион Чехии, в котором пиву предпочитают вино. А о гигантах я,
знаете ли, упомянул не случайно. Буквально через минуту мы к ним
вернёмся. По крайней мере, к одному. Но прежде стоит сказать, что город,
находящийся на самой границе с Австрией, и стоящий в центре винодельческого
региона, на протяжении веков был пограничной заставой, о чём недвусмысленно
говорят узкие улицы и архитектурные сооружения, рассчитанные на долгую осаду. В
1572 году император Максимилиан II передал город, носивший тогда название
Никольсбург, во владение австрийскому имперскому князю Адаму фон
Дихтриштейну.
А примерно за 150 лет до этого, в
Микулове начала образовываться еврейская община из беженцев,
оставивших, по приказу правителя Австрии Альбрехта II, Вену и Нижнюю Австрию.
Одним из сохранившихся ценнейших исторических памятников в Микулове является
кладбище на склоне Козьего града, с надгробьями в стиле Ренессанса, барокко и
классицизма, оформление и орнамент которых послужил образцом для других
южно-моравских кладбищ. Здесь похоронены знаменитые учёные-раввины, их
надгробья посещают паломники со всего мира. Возвращаясь же к событиям 15 века,
следует сказать, что, найдя защиту у князей Лихтенштейн, беженцы,
поселившись на границе с Австрией, постепенно превратились в весьма
мощную еврейскую общину, игравшую значительную роль в жизни евреев всей Европы.
И, хотя, какое-то время евреям здесь жилось лучше, чем во многих других
странах Европы, это, разумеется, не означает, что им не приходилось денно
и нощно думать о своей безопасности. Беззаботной и спокойной жизни евреи не
знали никогда. Но что интересно, до 1573 года должность окружного раввина
в Микулове занимал Йуда бен Бецалель, известный также как рабби Лёв и Махараль
ми Праг. Умнейший был человек, исключительно просвещённый,
высокообразованный и интеллектуальный. 20 лет, с 1553 по 1573 годы Йуда
бен Бецалель, рабби Лёв, впоследствии ставший главным раввином
Праги, служил раввином в Микулове. Отчего он оставил эту должность и
перебрался в Прагу остаётся не совсем понятным, но, как бы то ни было, а
рабби Лёв видел свою основную задачу в обеспечении безопасности еврейской
общины.
Кардинал Франц фон
Дитрихштейн, сын Адама фон Дихтриштейна, взял евреев под особую охрану, а
налоги, взимавшиеся с евреев, активно использовались для финансирования
Тридцатилетней войны. Но рабби Лёв прекрасно понимал, что максимально возможную
безопасность евреи в состоянии обеспечить себе только сами. И тут, как я и
обещал, мы возвращаемся к гигантам, а конкретнее, к одному, самому знаменитому.
Для реализации главной задачи защиты евреев, рабби Лёв создал из
глины, праха земного, великана Голема, который становясь невидимым,
патрулировал улицы города и даже мог поднимать на защиту евреев мёртвых. Не
страж, а мечта. Впрочем, в какой-то момент Голем вышел из-под контроля, начал
убивать невинных жителей, и бен Бецалелю не оставалось ничего другого, кроме
уничтожения своего детища. Сделать это было не так уже и сложно: вместо слова
«эмет», означающего на иврите «истина» и вдохнувшего в Голема жизнь, раввин
начертал у него на лбу «мет», что означает «смерть». Всего-то
работы, а дело было сделано, и Голем рассыпался в прах.
Скажете, миф, ничего более? Что же, сказать, безусловно, можно, но
я бы воздержался от столь безапелляционной категоричности,
ведь, согласно одной из версий, Голем возрождается каждые 33 года. А что, если
это всё-таки не миф, не легенда, и, возродившись, Голем
придёт непосредственно к вам. Ничего такого, просто, выяснить вашу
позицию относительно его возможностей. Представили, да? Я и говорю, не стоит
спешить с выводами.
Другое дело, что рабби Лёв стал известен в хасидской среде во многом,
благодаря его неустанным занятием мидрашем – легендами, разраставшимися в
предания, на основе которых, он объяснял еврейскую теологию. А находясь в
Микулове, вы не только познакомитесь с архитектурными памятниками города и
историей еврейской общины, но уже на месте сможете попытаться сделать
собственные выводы о том, что считать легендой, а что реальностью. Но помните –
вы можете только попытаться, не более того, потому что однозначный ответ
не имеет никакого отношения к иудаизму и еврейскому образу мышления.
Автор статьи — Тэдди Сандер
Южная Моравия - Микулов
Приехав в Южную Моравию, вы издалека увидите город Микулов, потому что, возвышающуюся на скале крепость, не заметить невозможно.
Южная Моравия - Микулов
Приехав в Южную Моравию, вы издалека увидите город Микулов, потому что, возвышающуюся на скале крепость, не заметить невозможно.
Бойницкий замок
Какими бы скептиками вы ни были, когда в средневековом замке на ваших глазах сам по себе поворачивается ключ в огромном старинном сундуке, а чашка, стоящая на столе, внезапно сдвигается в сторону, скептицизм улетучивается достаточно быстро. Это уже не говоря о зеркалах в бронзовых рамах, глядя в которые,
Ледницко-Валтицкий ареал - полная гармония
Все, кому довелось побывать в Ледницко-Валтицком ареале, теперь знают наверняка, что на свете существует полная гармония. Ведь романтика и роскошь – не самое простое сочетание. Тем не менее, Ледницко-Валтицкий ареал в Южной Моравии, с его английским и французским садами, минаретом, римским акведуком,
$ 2 099
29 мая - 05 июня 2025
Турлидер в Богемии - легенды горного края