08 мая 2024
Южная Моравия Микулов
Приехав в Южную Моравию, вы издалека увидите город Микулов, потому что, возвышающуюся на скале крепость, не заметить невозможно.
Так же, как невозможно не заметить хранящуюся в подвале Музея местной археологии Микулова самую большую в Центральной Европе винную бочку, объёмом свыше ста тысяч литров и весом 26 тонн. Попробуйте не заметить такого гиганта. Собственно, Южная Моравия, где находится город Микулов, единственный регион Чехии, в котором пиву предпочитают вино. А о гигантах я, знаете ли, упомянул не случайно. Буквально через минуту мы к ним вернёмся. По крайней мере, к одному. Но прежде стоит сказать, что город, находящийся на самой границе с Австрией, и стоящий в центре винодельческого региона, на протяжении веков был пограничной заставой, о чём недвусмысленно говорят узкие улицы и архитектурные сооружения, рассчитанные на долгую осаду. В 1572 году император Максимилиан II передал город, носивший тогда название Никольсбург, во владение австрийскому имперскому князю Адаму фон Дихтриштейну.
А примерно за 150 лет до этого, в Микулове
начала образовываться еврейская община из беженцев, оставивших, по
приказу правителя Австрии Альбрехта II, Вену и Нижнюю Австрию. Одним из
сохранившихся ценнейших исторических памятников в Микулове является кладбище на
склоне Козьего града, с надгробьями в стиле Ренессанса, барокко и классицизма,
оформление и орнамент которых послужил образцом для других
Кардинал Франц фон Дитрихштейн, сын Адама фон Дихтриштейна,
взял евреев под особую охрану, а налоги, взимавшиеся с евреев, активно
использовались для финансирования Тридцатилетней войны. Но рабби Лёв прекрасно
понимал, что максимально возможную безопасность евреи в состоянии обеспечить
себе только сами. И тут, как я и обещал, мы возвращаемся к гигантам, а
конкретнее, к одному, самому знаменитому. Для реализации главной задачи
защиты евреев, рабби Лёв создал из глины, праха земного, великана
Голема, который становясь невидимым, патрулировал улицы города и даже мог
поднимать на защиту евреев мёртвых. Не страж, а мечта. Впрочем,
Другое дело, что рабби Лёв стал известен в хасидской среде во многом, благодаря его неустанным занятием мидрашем – легендами, разраставшимися в предания, на основе которых, он объяснял еврейскую теологию. А находясь в Микулове, вы не только познакомитесь с архитектурными памятниками города и историей еврейской общины, но уже на месте сможете попытаться сделать собственные выводы о том, что считать легендой, а что реальностью. Но помните – вы можете только попытаться, не более того, потому что однозначный ответ не имеет никакого отношения к иудаизму и еврейскому образу мышления.