Сегодня на сайте 26 туров
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

06 февраля 2019

Музей Ван Гога

«Эпилепсия височных долей» — такой диагноз поставили французские врачи Винсенту Ван Гогу, после его конфликта с Полем Гогеном, в результате которого, дошедший до эмоционального пика Ван Гог отрезал себе ухо. Разумеется, хорошо известно, что далеко не все историки и искусствоведы согласны с этой концепцией и считают, что всё было совсем по-другому.

Зато доподлинно известно, что жители города Арль, где произошёл инцидент с бритвой, попросили мэра изолировать Ван Гога от общества, и художника отправили в поселение для душевнобольных Сан-Реми-де-Прованс.

С тех пор многое изменилось. Причём, настолько, что всё связанное с жизнью и творчеством Ван Гога является сегодня в Арле одной из главных причин гордости его жителей. А заодно и прекрасной коммерческой составляющей городской казны. Тем не менее, подлинным ценителям гения Винсента Ван Гога нужно отправляться не в Арле, а в Амстердам, поскольку именно в Амстердаме находится сокровищница его шедевров. Музей Ван Гога входит в число самых популярных и посещаемых мест в столице Нидерландов. Более 200 картин и 500 рисунков художника, среди которых знаменитые полотна «Спальня в Арле» и «Подслонухи», — это действительно сокровищница, в которой, к тому же, хранятся работы великих современников Ван Гога, -  Поля Гогена, Клода Моне, Анри Тулуз-Лотрека, Пабло Пикассо.

После смерти Винсента Ван Гога в 1890 году, все непроданные работы художника стали собственностью его брата Тео. Но Тео пережил Винсента лишь на полгода и всё имущество досталось его жене Йоханне Гезине ван Гог-Бонгер. Именно она сумела популяризировать живопись Ван Гога по всей Европе. И уже её сын, Винсен Виллем ван Гог, в 1925 году предоставил коллекцию картин в аренду Городскому музею Амстердама. А в 1973 году открылся музей Ван Гога, спроектированный голландским архитектором Герриетом Томасом Ритвельдом. Великолепное здание с весьма нестандартным дизайном. Но, знаете, что чрезвычайно интересно?  Картины Ван Гога считаются самыми похищаемыми в мире. Некоторые исчезли безвозвратно. А ведь согласно весьма нестандартному параграфу нидерландского закона, по прошествии 20 лет с момента похищения, укравший картину автоматически получает права собственности.

Как ни шокирующе это звучит, тем не менее, таков закон, а с законом, как известно, не шутят, и тем более, не спорят. По крайней мере те, кто хотят прожить долгую жизнь и увидеть своих внуков. Хотя в других странах обворованный владелец картины по истечении определённого срока уже не может претендовать на права собственности, тем не менее, вор также никогда и ни при каких обстоятельствах не сможет получить право законной собственности на украденную им картину. Нидерланды — единственная страна в мире, в которой вор в конечном итоге может стать законным владельцем украденной картины или другого произведения искусства. По истечении 20 лет. Ну, кто же не знает о голландской либеральности.

К счастью, некоторые работы Ван Гога всё же удаётся обнаружить вовремя. Например, в 1991 году из музея были украдены 20 картин, в том числе ранняя картина Ван Гога «Едоки картофеля». Воры успели сбежать из музея, но через 35 минут все украденные картины были найдены в заброшенной машине. Три из них — «Пшеничное поле с воронами», «Натюрморт с Библией» и «Натюрморт с фруктами» — были сильно порваны. Судя по всему, грабителям было чуждо чувство прекрасного, и они просто выполняли чей-то заказ.  Четверо соучастников, в том числе два музейных охранника, были осуждены за кражу и получили от шести до семи лет тюремного заключения.

А украденные в 2002 году две работы Ван Гога, были возвращены в амстердамский музей чуть более года назад. Это были полотна “Вид на море у Схевенингена”  и “Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене”. Каждая картина оценивается в 50 миллионов евро. Воры проникли в здание музея Ван Гога, поднялись на крышу по лестнице, разбили окно и спустились внутрь по веревке. Картины были найдены в Неаполе во время спецоперации по борьбе с мафией. Как оказалось, всё это время ограбление входило в список важнейших нераскрытых арт-преступлений по версии ФБР США.

Что же касается непосредственно творчества Ван Гога, то весьма интересно, что крупнейшие искусствоведы мира до сих пор не пришли к единому мнению, считать ли художника перспективистом, или же нет. Иными словами, насколько важна была для Ван Гога визуальная перспектива. Рад специалистов считает, что ярко выраженное схождение параллелей, присутствующее во множестве его рисунков и картин, говорит о том, что Ван Гог, хоть и не боготворил перспективу, как это делали художники Эпохи Возрождения, тем не менее, он видел в перспективе выразительное средство, и применял его по мере необходимости. Другие специалисты убеждены, что Ван Гог, по сути, отказался от перспективы, и более того, именно его, наравне с Гогеном, называют предтечей «примитивизма» и «наивного искусства», в которых глубина рисунка отсутствует практически полностью.

Пока искусствоведы спорят до хрипоты, аукционеры продают редкие полотна Ван Гога за безумные суммы, а грабители вынашивают планы новых дерзких похищений, у всех вменяемых любителей искусства есть более простой путь полюбоваться шедеврами художника – двери амстердамского музея Ван Гога на улице Museumplein, 6, открыты каждый день с 9 утра до 5 вечера.