Сегодня на сайте 28 туров
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

19 июня 2019

Госпожа Бовари

«Всё, что прекрасно, — нравственно». С этой идеей можно было бы поспорить, если бы она не принадлежала Гюставу Флоберу. Спорить с великим писателем дело безнадёжное, — в исторической перспективе он всё равно окажется прав.

Собственно, за доказательством не следует далеко ходить: после того, как в 1856 году парижский литературный журнал «Ревю де Пари» напечатал роман «Госпожа Бовари», разгорелся скандал и Флобера обвинили в оскорблении морали. Общество было взбудоражено — Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам, заводит внебрачные связи в надежде избавиться от обыденности провинциальной жизни. Согласно своим представлениям о возвышенной страсти, Эмма дарит своим любовникам подарки, которые подрывают ее кредит. Оказавшись в цепких руках ростовщика, она предпочитает огласке мучительную смерть от мышьяка. То есть, романтики в её жизни было отнюдь не много.

Но, несмотря на то, что в финале романа Эмма наказана за свое поведение, откровенные описания измен шокировали французскую публику и привели к судебному разбирательству по обвинению писателя в непристойном содержании романа. 163 года назад никому и в голову не могло прийти сколь широко раздвинутся рамки допустимого в двадцатом, а тем более, в двадцать первом столетиях, и насколько изменятся представления о том, что пристойно, а что нет.

Как бы то ни было, суд длился всего один день, и через неделю Флобер был полностью оправдан. Я же и говорю, — спорить с великим писателем бессмысленно. Особенно, если писатель откровенно признаётся, что его персонаж списан с самого себя. Когда Флобера спросили, что послужило вдохновением для создания образа Эммы, он вполне однозначно ответил: «Госпожа Бовари – это я».

Даже, если Флобер и лукавил, согласитесь, его ответ впечатляет. И всё же, справедливости ради, следует сказать, что некоторые исследователи придерживаются иного мнения. Они убеждены в том, что причудливый и взбалмошный образ Эммы Бовари прежде всего основан на личности бывшей любовницы Флобера – поэтессе Луизы Коле, жене скульптора Джеймса Прадье, с которой у Флобера был роман. Эти отношения, судя по всему, действительно повлияли на Флобера и вполне могли быть использованы для создания образа Эммы. Впрочем, истинную правду знает только сам Флобер, но он сегодня крайне необщителен.

Хотя сюжет романа довольно прост, его истинная ценность заключается в филигранности деталей и поразительной отточенности формы. Флобер был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать самые точные слова. Пять лет понадобилось писателю, чтобы написать пятьсот страниц романа: Флобер был уверен, что для каждого оттенка мысли существует единственно возможное выражение и долг писателя найти эту единственно возможную форму. В этой связи забавно, как с нескрываем сарказмом Флобер отзывался о титанической продуктивности Оноре де Бальзака: «Каким он мог бы быть писателем, если бы умел писать!». Что же, гении не всегда адекватно воспринимают друг друга. Скорее, наоборот. Но от этого они не перестают быть гениями.

Всю жизнь Эмма Бовари стремилась к красоте. Вероятно, она не совсем представляла себе, что такое подлинная красота, изящество, утонченность, но от этого её стремление не становилось менее страстным. Тем не менее, в жертву этому стремлению она принесла свой супружеский и материнский долг, при этом не став и счастливой любовницей, -  Эмма не видит, что любовники используют ее. И даже в смертный час ей не дано приблизиться к желанной красоте — подробности ее смерти крайне натуралистичны. Но ведь в любом деле главное – это итог. А в итоге мир получил великий роман, который будоражит сознание читателей, литераторов, драматургов и кинематографистов по сегодняшний день.