21 сентября 2020
Афера из Франции
История не избирательна: в ней остаются как имена великих творцов, так и великих аферистов. Скажем, история бережно сохранила имя Фрэнка Абигнейла, жизнь которого легла в основу сюжета фильма «Поймай меня, если сможешь», принесшего доход кинокомпании Dream Work 352 миллиона долларов. Пожалуй, о такой сумме Фрэнк Абигнейл, которого сыграл Леонардо Ди Каприо, даже не мечтал, тем не менее, и он сумел различными аферами заработать очень серьёзные деньги.
Уже в 17 лет Фрэнк Абигнейл стал одним из самых успешных грабителей банков в
американской истории. Не ограничившись грабежами, Фрэнк Абигнейл начал
подделывать чеки и обналичивать их как в США, так и за границей. За пять лет
его фальшивые чеки на общую сумму 2,5 миллиона долларов оказались в обращении
26−и стран мира. Согласитесь, впечатляет. Скрываясь от преследования полиции и
ФБР, Абигнейл проявил удивительные способности в перевоплощении, выдавая себя
за пилота авиалиний, профессора социологии, врача и адвоката. Его поймали
только в 1969 году, когда ему исполнился
И здесь весьма уместно выяснить откуда в принципе происходит слово «афера». К счастью, здесь нет никаких схем и загадок, всё предельно ясно, слово «афера» заимствовано из французского языка. Точное значение слова affaire – «дело». Со временем, в русском языке оно приобрело значение «жульничество, мошенничество, сомнительная сделка», а, например, в английском, слово affair чаще всего употребляется в контексте «любовная интрижка, супружеская измена». Вот такое непростое слово.
Но и сами аферисты люди весьма непростые. Проблема в том, что свои
незаурядные мозги и нестандартное мышление они используют лишь для получения
прибыли и непременно за счёт других людей. Виктор Люстиг ещё одно имя,
оставшееся в истории, как один из самых виртуозных аферистов всех времён и
народов. Родившись в 1890 году в Богемии, в семье, принадлежавшей к высшим
слоям общества, Виктор Люстиг получил прекрасное образование и свободно
говорил, как минимум на пяти языках. Но ни научная, ни юридическая карьера его
не привлекали. Накануне Первой мировой войны, совсем ещё молодым человеком,
Виктор Люстиг начал промышлять мелкими аферами на пароходных рейсах между
Парижем
После войны, когда Европа тяжело и натужно восстанавливалась от разрухи, Виктору Люстигу случайно попалась на глаза газетная статья, в которой говорилось, что в создавшихся экономических условиях правительству Франции не хватает денег на содержание Эйфелевой башни. Виктор Люстиг незамедлительно составил поддельную верительную грамоту, в которой назвал себя заместителем главы Министерства почты и телеграфа, после чего отправил официальные письма шести дилерам, занимавшимся переработкой металлолома и отходов чёрной металлургии, с предложением о встрече. В дорогом отеле, где прошла встреча, Виктор Люстиг конфиденциально сообщил дилерам, что правительство собирается снести Эйфелеву башню, продав её на металлолом.
Во время встречи с дилерами, он уговорил их держать все в секрете, чтобы избежать во Франции народных волнений. Ни много ни мало. В итоге, как не сложно в это поверить, сделка прошла успешно. А когда инвесторы очнулись, Люстиг был уже на пути к Вене с полным чемоданом денег. Более того, Андре Пуассон, которому Люстиг продал право на утилизацию Эйфелевой башни, не стал обращаться в полицию, поскольку боялся быть осмеянным и выглядеть глупцом.
Осознав, что полиции нет до него никакого дела, Люстиг снова приехал в Париж и, хотите – верьте, хотите – нет, провернул точно такую же аферу. Точно такую же! Но на этот раз покупатель не стал молчать и заявил о мошенничестве в полицию. Виктору Люстигу пришлось бежать в США. Осуществив несколько афер с фальшивыми деньгами, в конечном итоге, Виктор Люстиг был пойман и отправлен в тюрьму. Знаменитую тюрьму Алькатрас, где и скончался в 1947 году от пневмонии.
Разумеется, список знаменитых аферистов можно продолжить. Но не в этом суть. Главное правильно понимать – когда во французском языке возникло слово affaire, совершенно точно, никому в голову не могло прийти, какая судьба ожидает это слово, и как далеко готова зайти человеческая фантазия, а конкретнее, криминальный склад ума. Что тут сказать, слова ни в чём не виноваты, смысл придают им только люди.