Сегодня на сайте 28 туров
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

29 марта 2021

Ренессанс

«Искусство восполняет недостатки природы». Так сказал один из самых выдающихся мыслителей эпохи Возрождения Джордано Бруно. Высказывание спорное, если считать, что природа по сути своей безупречна. Но в 16 веке, когда были произнесены эти слова, художники, архитекторы, поэты, музыканты ощущали себя творцами, создававшими новые формы искусства, и вполне понятно, что красота, которая не всегда доминирует в природе, была их главной целью. Главной целью целой эпохи, получившей название Ренессанс.

В середине XIX века, после выхода книги Жюля Мишле «История Франции в XVI веке: Ренессанс», историки начали называть на французский манер термином «Ренессанс» весь период с XIV по XVI века, — иными словами, эпоху Возрождения. Строго говоря, эпоха Возрождения делится на тесно связанный со средневековьем «Проторенессанс», то есть, предтечу Возрождения, «Раннее Возрождение», охватывающее период с 1420 по 1500 годы, «Высокое Возрождение» — время самого пышного развития Ренессанса, простирающегося в Италии с 1500 по 1527 годы, и, наконец, «Позднее Возрождение» с 1530−х по 1620−е годы. Не сразу, но постепенно, художники и архитекторы отбрасывают средневековые основы искусства и начинают смело пользоваться образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Но отнюдь не все одновременно. Когда искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других европейских странах художники ещё долго придерживались традиций готического стиля. Благодаря вступлению на папский престол Юлия II, привлёкшего к своему двору лучших живописцев Италии, центр влияния итальянского искусства из Флоренции переместился в Рим, а оттуда уже достиг остальной Европы.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей готической традиции, изобилующей условностями.

В то же время, возрождение античной традиции, подражание древним не заглушило в художниках их индивидуальности и влияния времени, — с поразительной фантазией они свободно трансформировали и использовали только то, что считали уместным заимствовать из античного греко-римского искусства. Но ведь что интересно: если историк и блистательный художник Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», изданных в 1550 году, противопоставлял новое искусство, представленное Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело, «варварскому» готическому стилю, как художественный прорыв, а отнюдь не возвращение к античным истокам, то величайший поэт Проторенессанса Франческо Петрарка, традиционно считающийся первым ренессансным литератором, призывал прежде всего воскресить античные каноны.

Но и это не всё. Многие исследователи считают, что Европа вступила из дремучего Средневековья в век просвещенного Ренессанса лишь постольку, поскольку лучшие умы того времени обратились к трудам античных философов Аристотеля, Платона и Сократа. А по соседству с этим мнением, существует ещё одно, согласно которому, начало эпохе Возрождения положило падение Византийской империи: бежавшие оттуда византийцы привезли с собой античные труды и трактаты из древних библиотек, предметы искусства. С этого началась эпоха Возрождения.

Итак, единое мнение относительно того, что послужило толчком к возникновению и расцвету Ренессанса отсутствует по сей день. Но, пожалуй, мы не станем дожидаться пока специалистам удастся распутать этот роскошный запутанный клубок, — мы просто будем любоваться бесценными шедеврами, которые подарила нам потрясающая эпоха. Эпоха Возрождения. Полюбуйтесь, — это Петрарка:

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!