08 августа 2021
Сикстинская мадонна
Сикстинская мадонна спускается к нам по облакам. Её стопы не проваливаются в облаках, её невесомость поистине осязаема. Мадонна спускается к нам. В то время, как практически все мадонны изображались смотрящими на младенца или же просто с опущенными глазами, Сикстинская мадонна смотрит прямо нам в глаза.
Рафаэль создал картину, ставшую одним из главных шедевров в истории искусства. Мадонна исключительно красива. Считается, что моделью для неё послужила возлюбленная Рафаэля Маргарита Лути. Возможно, она стала и его женой. Во всяком случае, в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года, то есть, через 4 месяца после смерти Рафаэля, назвала себя «Маргаритой Лути, вдовой Рафаэля».
В то же время немало искусствоведов полагают, что во время создания «Сикстинской мадонны» Рафаэль и Маргарита вообще ещё не были знакомы, и Сикстинская мадонна – это собирательный образ. Как минимум, одно, пусть и весьма спорное высказывание Рафаэля, служит косвенным тому подтверждением. Оно прозвучало в 1515 году в письме Рафаэля одному из самых знаменитых писателей итальянского Возрождения Бальдассаре Кастильоне: «Красивых женщин так же мало, как и хороших судей».
Иными словами,
Интересно, что лица ангелочков в нижней части «Сикстинской мадонны»
изображают то ли задумчивость, то ли полную индифферентность и отрешённость.
Таких ангелочков до Рафаэля никто не создавал. Их явно не заботит та грусть,
которую испытывает Мадонна, знающая судьбу своего младенца. Собственно, всё как
в жизни: грусть и радость ходят рука об руку, и когда
Как бы то ни было, а всем, кто хочет увидеть «Сикстинскую мадонну» своими
глазами, необходимо отправиться в Дрезден, где она выставлена в Галерее старых
мастеров. Впрочем, нельзя не упомянуть и о копии «Сикстинской мадонны»,
хранящейся в храме
Конечно же, это только копия, но копия, выполненная выдающимся итальянским художником эпохи рококо Джузеппе Ногари. С расстояния нескольких метров едва ли её можно отличить от оригинала. А причина, по которой копия находится именно в Пьяченца, заключается в том, что Рафаэль создал своё полотно по заказу папы римского Юлия II как раз для алтаря церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченца.Картина оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III, после двух лет переговоров, получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден.
Что произошло с «Сикстинской мадонной» в конце Второй мировой войны широко известно: вместе с другими картинами Дрезденской галереи, полотно было спрятано в товарном вагоне, стоявшем на рельсах в заброшенной каменоломне в 30 км к югу от Дрездена, где его и обнаружила группа советских солдат под командованием младшего лейтенанта Леонида Рабиновича. После войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока в 1955 году не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР.
И последнее, об этом стоит сказать: восторги, вызываемые «Сикстинской
мадонной» у всех, кому довелось её увидеть,
К счастью, любые тенденции