11 декабря 2022
Мон Сент-Одиль легенда Эльзаса
Всего в 40 км от Страсбурга, в самом сердце горного массива Вогезы,
находится один из главных символов Эльзаса, его древнейший духовный
центр - Мон
Дело было так: в 662 году у герцога Этихона и его жены Бересвинды
родилась девочка. Мало того, что герцог ждал мальчика, ко всему ещё девочка
родилась слепой. Сказать, что герцога охватило глубочайшее разочарование,
будет не совсем верно. Герцог был взбешён.
А между тем, странствующему епископу Эрхарду Регенсбургскому, в своё время покинувшему родную Ирландию ради проповедей на материковой Европе, приснился сон. Время от времени нам всем снятся сны. Только мы, проснувшись, о них забываем, а епископ не забыл. Да и как он мог забыть? Ведь в этом сне епископ не только увидел слепую девочку, живущую в монастыре, но и услышал голос свыше, настойчиво советовавший ему эту девочку крестить. Кто бы стал игнорировать рекомендации, пришедшие свыше? Епископ не стал. Он отправился в монастырь, указанный ему сами понимаете кем, и сделал всё, как было предписано. И тут случилось чудо. Как только святая вода коснулась девочки, она прозрела и, что вполне естественно, получила имя Одиллия «дитя света». Мать Одиллии и её младший брат, узнав о чуде, попытались настоять на том, чтобы девочка вернулась домой. Герцог Этихон, поначалу рассвирепев, в конечном итоге немного смягчился и дал согласие. Когда же герцог увидел, какой красавицей стала его дочь, он тут же смекнул как следует поступить. Герцог решил выдать дочь замуж, разумеется, с выгодой для себя. Он нашёл жениха, родители которого владели большими участками земли, и ему, как отцу невесты, мог перепасть очень жирный кусок.
Всё, казалось бы, складывалось как нельзя лучше, если бы не одна деталь. Дело в том, что Одиллия, уже решившая стать монахиней, наотрез отказалась выходить замуж. Иными словами, дочь вновь разрушала планы и иллюзии герцога Этихона. Гнев, ненависть и негодование навалились на герцога одновременно. Что ему оставалось, кроме как прибегнуть к однажды уже опробованной схеме? Иными словами, убить дочь. И надо же было такому случиться, чтобы в тот момент, когда захлёбываясь собственной слюной, герцог выхватил нож, ему под руку попался его сын. Удар ножом был знатным. В этом герцог знал толк. Мальчик упал замертво. Герцог на мгновение остолбенел и, Одиллия, воспользовавшись этим, прикоснулась к брату. Его безжизненное тело внезапно ожило и он открыл глаза. Так Одиллия узнала, что вместе со зрением она обрела чудодейственную силу. А после этого, Одиллия выбежала из дома отца и устремилась в горы. Она сумела укрыться в расщелине, а погнавшемуся за ней герцогу, дорогу в горах преградил камнепад. Впрочем, существует и другая версия, согласно которой, гора в полном смысле слова разверзлась и впустила Одиллию, закрывшись перед самым носом герцога. Так или иначе, а герцог Этихон был человеком жестоким, но не глупым. Так иногда бывает. Он понял, что эта преграда была ниспослана сверху.
Вскоре герцог Этихон тяжело заболел и, уже находясь при смерти,
принял третье и последнее решение, касающееся его дочери. В свои последние часы
герцог прозрел и понял насколько был несправедлив к дочери. Он решил
подарить дочери замок. Более того, он решил подарить замок с тем, чтобы
Одиллия превратила его в монастырь. Так всё и произошло. Вернувшись
в Эльзас и вступив во владение замком, Одиллия действительно преобразовала его
в монастырь, став в нём первой настоятельницей. Очень скоро к монастырю
стали стекаться больные со всего Эльзаса, прежде всего,
На протяжении многолетней истории монастырь неоднократно разрушался, но всякий раз восстанавливался вновь. Так было и во время Крестьянской войны 1521 года, и во время пожара 1546 года, и во время Французской революции. Уничтожить монастырь никому не удалось. Интересно, что задолго до ухода в мир иной, Одиллия построила у подножия горы ещё один монастырь с большой лечебницей и святым источником. Поговаривают, что у этого источника многие слепые стали зрячими. Так говорят. Впрочем, поговаривают не только об этом. Злые, знаете ли, языки не знают покоя. Говорят, например, что с помощью камня видений и колдовских обрядов в тёмном лесу Одиллия могла вступать в контакт с потусторонними силами. Станем ли мы слушать злые языки? Разумеется, нет. Мы же не намерены вредить образу святой. Нет, конечно, ни в коем случае.