Городок всего с двадцати шеститысячным населением, в котором есть лыжные
трассы, 100 километров подготовленных зимних маршрутов для пеших прогулок, 100
ресторанов, 30 баров, театр, казино, боулинг, шесть лыжных школ, школа
сноуборда, ледовый стадион и сказочно красивые дома, украшенные рисунками в
стиле барокко, бесспорно стоит того, чтобы в него заглянуть. И это означает,
что ни в коем случае нельзя проехать мимо Гармиш-Партенкирхена.
На самом деле, расположенный в Баварии на реке Лойзах, Гармиш-Партенкирхен
не обладает статусом города. По сути, Гармиш это старинный ярморочный центр,
лишь в 1935 году объединённый с поселением Партенкирхен. Не все были в восторге
от этого объединения, но время было такое, когда своё мнение не рекомендовалось
высказывать вслух. Сегодня, расположенный в долине, окружённой Баварскими
Альпами, Гармиш-Партенкирхен дивно хорош и притягателен, а великолепные пейзажи
дополняют картину умиротворения и гармонии.
К тому же, среди множества достопримечательностей в
Гармиш-Партенкирхене находится вилла блистательного композитора Рихарда
Штрауса, сорок лет прожившего в городе, и похороненного в 1949 году на местном
кладбище. В разместившемся неподалёку от виллы кафе Krönner непременно нужно
попробовать сладости, украшенные силуэтом Штрауса. А ворота в сад, окружающий
виллу композитора, украшают его инициалы. Забавно, что на крыше находящегося
здесь же небольшого садового домика водружена изящная фигура страуса. И это
понятно, поскольку фамилия композитора по-немецки как раз и означает
«страус».
Каждое лето в Гармиш-Партенкирхене проводится пятидневный фестиваль, на
котором исполняются оркестровые и фортепианные произведения Рихарда Штрауса.
Кроме того, в Гармиш-Партенкирхене находится Институт Рихарда Штрауса, с
обширных коллекций интереснейших материалов о его жизни и творчестве. Причём,
если музыка Рихарда Штрауса бесспорно великолепна и ею восхищаются во всём
мире, то относительно жизни композитора и его взглядов до сих пор ведутся
споры. Особенно о его отношении к нацистскому режиму.
Одни исследователи утверждают, что Штраус был коллаборационистом,
симпатизировавшим властям, и охотно написавшим гимн к Олимпиаде 1936 года. Той
самой Олимпиаде, которая должна была повысить статус нацистской Германии на
международной арене, хотя многим в Германии был не по душе факт участия в ней
спортсменов – неарийцев, чернокожих и евреев. Другие исследователи приводят
убедительные факты неприятия Штраусом нацизма и более того, помощи, которую
Штраус оказывал евреям. Как минимум, он спас свою невестку – еврейку и
поддержал в трудную минуту Стефана Цвейга, одного из своих лучших друзей,
написавшего либретто к опере «Молчаливая женщина».
Разумеется, когда Штраус предложил Цвейгу написать либретто, ему
и в голову не приходило, что его оперу запретят только из-за того, что на афише
будет напечатано имя еврейского писателя. Штраус занял принципиальную позицию и
заявил, что без имени Цвейга на афише, он не встанет за дирижёрский пульт. Этот
поступок был не менее смелым, чем решение Штрауса написать одноактную оперу
«День мира», содержащую практически незавуалированную критику Третьего рейха в
период, кода Германия готовилась к войне. Что же, премьера «Молчаливой оперы»
состоялась, но сразу после этого она была запрещена. Как бы то ни было, а в
Гармиш-Партенкирхене, на площади носящей имя Рихарда Штрауса, установлен
фонтан, украшенный фигурами героинь его бессмертных опер – Саломеи, Электры и
Дафны.
Ну, и, конечно, находясь в Гармиш-Партенкирхене, нельзя не полюбоваться
возвышающейся у самого города горой Цугшпитце, самой высокой в Германии.
Цугшпитце знаменита и как горнолыжный курорт, и просто как альпийская
достопримечательность, а главное – гора высотой 3000 метров, исключительно
фотогенична в любое время года. Но прежде, чем фотографировать гору, нужно
прогуляться по Людвигштрассе, одной из самых привлекательных улиц
Гармиш-Партенкирхена, на которой сохранились исторические постройки самых
разных периодов и стилей. Каждая из них настойчиво требует запечатлеть себя на
фотографии. И будьте уверены, вы не сможете устоять против удовольствия
уступить этому требованию.