Сегодня на сайте 28 туров
Телефон для заказов: 1-800-100-012
Север страны:
04-6228687
Тель-Авив:
03-6280300
Иерусалим:
02-6228687
Юг страны:
08-6338687

15 ноября 2023

Театр «Глобус» — выросший из пепелища пожара

Как только вывешивалось знамя и трубили музыканты, публика знала, что близится начало спектакля. Когда же  зрители  собирались, музыканты, сидевшие на верхнем балконе, снова играли,  тем самым возвещая, что представление начинается. Затем на сцену выходил актёр в чёрном бархатном платье и произносил пролог. Представили? 

Что же, как только вас охватит непреодолимое желание пообщаться с Шекспиром, — а время от времени, согласитесь,  возникает острая  необходимость  пообщаться с великим драматургом, — незамедлительно отправляйтесь в лондонский театр «Глобус». Хотя это уже третье здание легендарного театра, дух Шекспира в нём по-прежнему витает. Кое-кто даже утверждает, что видел дух своими глазами.  Мне не довелось встретиться  с Шекспиром, поэтому я не  стану этого ни подтверждать, ни опровергать. Но, совершенно точно, что первый театр «Глобус», построенный в 1599 году при финансовом участии труппы актёров  Lord Chamberlen's Men, в которую  входил  Шекспир, без остатка сгорел в 1613 году. Кстати, труппы в те времена были небольшие, и в одном спектакле актёры исполняли сразу несколько ролей. Например, в «Ромео и Джульетте» указаны 27 персонажей, а в «Гамлете» 25, в «Ричарде III» 38. Принимая во внимание, что в труппе «Глобуса» работало не более 16 актёров, несложно сосчитать,  сколько ролей приходилось исполнять практически  каждому актёру. К тому же, женские роли исполняли только молодые люди, поскольку  актрис-женщин не существовало вовсе.

Итак, первый  театр «Глобус»  сгорел, а  второй,  выросший из пепелища  пожара,  и особенно прославившийся постановками шекспировских пьес, был успешно и непоколебимо снесён в 1644 году. Это же были пуританские времена Оливера Кромвеля, когда развлекательные зрелища не поощрялись в принципе. Ну, разве что исключение делалось для публичных казней. Да, это были весёлые времена. Как бы то ни было, а три века никто не мог толком сказать, где  изначально находился театр «Глобус». И лишь в 1989 году останки театра были случайно обнаружены под автостоянкой на лондонской Парк Стрит. Усилиями и неиссякаемой энергией американского актёра Сэма Уэнамейкера, в 1997 году театр «Глобус» возродился в своём первозданном виде, включая круглую форму и соломенную крышу, простирающуюся только над сценой.

Интересно, что в 17 веке в театре «Глобус»  не ставились  спектакли в вечернее время. И тому было несколько причин.  Первая причина – это возможность пожара.  Несмотря на то, что в те времена ещё не существовало жёстких стандартов безопасности, уже тогда прекрасно понимали, что  со свечами и факелами шутки плохи. Руины сгоревшего дотла первого театра «Глобус»  были лучшим тому свидетельством.  Таким образом, Шекспировский театр «Глобус», открытый в 1997 году, стал первой постройкой в Лондоне с соломенной крышей над сценой, которую разрешили установить в городе после гигантского пожара, вспыхнувшего в британской столице в 17 веке. Сэму Уэнамейкеру пришлось приложить массу усилий, чтобы соблюсти пожарную безопасность, соответствующую современным нормам,  и получить беспрецедентное  разрешение. Тем не менее, во избежание непредвиденных проблем, было принято решение не устанавливать электрическое освещение и, точно так же, как  в 17 веке, давать спектакли только днём и в тёплое время года, с мая по сентябрь.

Итак, безопасность — это первая  причина, по которой спектакли в театре «Глобус»  ставились только в дневное время. Второй же причиной являлись женщины.  Даже днём приличная  леди  ещё очень подумала бы стоит ли  рисковать и выходить из дома без сопровождения, а уж вечером, когда улицы Лондона  полностью  оказывались в руках преступников  и проституток, вообще  не о чём и говорить. И театрам приходилось принимать во внимание  этот немаловажный фактор. Зато у тех, кто занимал места в театре, и прежде всего именно у восприимчивых  и чувствительных  женщин,  воображение было развито куда активнее, чем у современных зрителей, избалованных конкретными визуальными образами.  Во времена Шекспира, в  театре «Глобус»  количество декораций  было минимальным.  Их  заменяли таблички с различными надписями, например, «Дворец», «Парк», «Ночь», или «Лес».   Но отсутствие богатых декораций ни в коей мере не препятствовало восприятию театрального действия.

С другой же стороны, в отличие от тех времён, когда  три  яруса навесных балконов  занимали лишь состоятельные люди с соответствующим статусом, сегодня  билеты  на эти места может приобрести любой желающий. В 17 веке лоджии первого яруса предоставлялись аристократам, галереи над ними — богатым лондонцам, некоторым привилегированным  зрителям позволялось находиться  прямо на сцене, а непосредственно возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные и небогатые жители Лондона имели возможность смотреть представление стоя. Всего-то, заплатив  один пенни. Сегодня за такие  деньги  билет в театр «Глобус», конечно, не купить, но какое значение имеют деньги,  когда речь идёт о высоком искусстве. О высоком искусстве в аутентичном интерьере.

Как ни парадоксально, но в эпоху  королевы Елизаветы  среднее сословие не скрывало своего пренебрежительного отношения  к актёрам, ставя их в один ряд с цирковыми клоунами и канатоходцами.  Говорю о парадоксе,  поскольку «Глобус»   пользовался немалым покровительством не только  самой королевы,  но и столь влиятельных фигур, как граф Лестер, граф Ратленд и граф Саутгемптон, которому, как считают многие шекспироведы, были посвящены бессмертные сонеты Уильяма Шекспира.  Тем не менее, для среднего сословия факт «высокого» покровительства не являлся достаточно убедительным. В то же время,  хорошие актёры отнюдь недурно зарабатывали.   Скажем, Шекспир получал примерно 15 фунтов стерлингов в год  как актёр и ещё около 10 фунтов в качестве гонорара за пьесу. Принимая во внимание, что в те времена заработок даже очень умелого ремесленника  составлял от трёх с половиной до шести с половиной фунтов стерлингов в год, несложно посчитать, что Шекспир был весьма состоятельным человеком.  И писал много. В основном на заказ.  Если бы тогда существовали авторские права, нужно полагать,  Шекспир стал бы несметно богатым. Впрочем, судя по всему,  ему и в голову не приходило, что напиши  он  всего лишь одну пьесу, например,  «Ромео и Джульетта»,  этого было бы довольно, чтобы обессмертить своё имя. Принимая же во внимание количество великих произведений написанных Шекспиром, можно смело утверждать, что Шекспир и бессмертие – это слова-синонимы.